#своимумом

Как младшему школьнику с пользой провести лето

Мысли, основанные на научных знаниях
Советский психолог мирового значения, основоположник нейропсихологии, Лев Семенович Выготский в своей работе вывел понятие - зона ближайшего развития. Для полноты картины сразу отметим все три зоны развития ребенка:
1
1. Зона актуального развития. То, что ребенок может легко делать без чьей либо помощи. Если речь идет о младших школьниках, то сюда, как правило, можно включить то, что ребенок может самостоятельно кушать, убрать посуду в раковину, может даже помыть одну тарелку и одну кружку.
2
Зона ближайшего развития. Это действия, которые ребенку по силам если ему помогает взрослый. Для первоклашки это, например, собрать портфель. Многострадальное домашнее задание на старте школьной жизни тоже относится сюда. Если рядом взрослый, который показывает, терпеливо объясняет, идет со скоростью ребенка, то ребенок комфортно и успешно развивается в зоне ближайшего развития.

Одним из основных процессов является интериоризация. Для простоты понимания это присвоение опыта себе. Сначала ребенок делает новое дело вместе со взрослым. Потом под наблюдением взрослого с возможностью обратиться за помощью. Потом медленно сам. Потом увереннее сам. Потом полностью самостоятельно. И в самом финале процесс полностью присваивается и становится автоматическим.

Классное сравнение будет с чтением. Сначала изучаем буквы вместе с взрослым. Слоги с взрослым. Слова и предложения с взрослым. Потом медленно сам. Сам быстрее. А во взрослом возрасте человек читает, не прикладывая усилий и не задумываясь о механизме работы чтения, который на этапе обучения он усваивал несколько лет.Когда ребенок присвоил этот опыт себе и самостоятельно его реализует этот навык переходит в зону 1 - актуальное развитие. А в зоне ближайшего появляются новые вызовы.
3
Зона актуально недоступного. Это зона, которую ребенок не освоит даже с помощью взрослого. Например, высшая математика. Или психоанализ. Или написание портрета (чтоб похоже. А то видели мы парочку портретов в руках плачущих от смеха мам))).
Походы в летнем городском лагере ИндивидУм в Химках
Держа в уме понимание важности и сути зоны ближайшего развития вводим в задачу следующие данные: 1. лето, 2. хочется, чтоб летом тоже как то, что то развивалось.
Тут мы вас не просто понимаем, а поддерживаем. Чем активнее всего занимаются дети без особых усилий? Растут! Вообще не напрягаясь и не задумываясь. А в определенном возрасте (6-12 лет) основной вид деятельности ребенка - обучение. Не потому что он идет в школу. А наоборот. Он идет в школу в этом возрасте, потому что его развитие в этот период максимальное. Так называемый, сензитивный период для усвоения информации.

Соответственно, у нас есть подготовленный, тщательно отобранный ребенок, лето и цель. Есть взрослый (помните, развитие в ЗБР идет вместе со взрослым), который свой родной или привлеченный заботливым родным с целью внедрения в ЗБР.

Делать то чего? Наиболее практичным предполагается ответ из разряда "иди и делай". Туда и пойдем. Чтобы понять, чем вот этот вот список будет отличаться от списка бабы Нюры, сидящей у подъезда отмечу, что в этом списке не будет случайных пунктов. Каждый пункт включен обоснованно и включает 2 обязательных критерия - интерес у ребенка (понимаю, что это субъективно и кому то не зайдет, или не сразу) и развитие, которое предполагает участие взрослого, так как без взрослого невозможно.


Детские походы в Химках
  • Научиться играть в шахматы. А еще поиграть в шахматы во дворе. И посмотреть через сколько дней или часов ваша компания начнет расти.
  • Сделать рогатку (настоящую, без всяких магазинных штучек) и пострелять по жестяным банкам
  • Научиться обращаться с удочкой и поймать рыбу.
  • Поставить палатку в ближайшем лесу и провести день на природе где кроме вас не будет никого.
  • Вместе прочитать приключенческую книгу, а потом обсудить ее, прогуливаясь вдоль берега реки или по парку.
  • Раздобыть правила разведения костра без всяких розжигов. Применить в деле. Поджарить хлеб на веточках, а потом картошку запечь.
  • Выйти на спасательную операцию - спасти дождевых червей, которые застряли на асфальте и которых ждет мучительная гибель. В процессе обсудить чудеса в нашей жизни, которые происходят когда все кажется безнадежным. Почувствовать свою роль волшебника для этих червяков.
  • Выйти на фотоохоту. Сфотографировать 10 разных птиц и найти в интернете как они называются. А еще чем питаются, откуда прилетают.
  • Съездить в собачий или кошачий приют, отвезти им корм, обсудить что такое ответственность и благотворительность. Грустно, но надо.
  • Посадить семена и наблюдать за их ростом. Взять книжку по биологии и к наблюдению добавить изучение
  • Вместе научиться рисовать. Нарисовать что то на природе, как настоящие художники.
Если вы вдохновились и у вас уже появились свои идеи, запишите их. Хотя бы в заметки в телефоне Так у них появится шанс случиться в вашей жизни.

Обратите внимание, что многие пункты включают процесс рефлексии (где я предлагаю обсудить опыт). Это очень ценный навык, который заслуживает отдельной статьи и не одной. А вот включить его в ребенке можно также с помощью изначально совместного опыта. Например, после рыбалки вы можете обсудить с какими трудностями столкнулись (например, взяли не ту наживку или выбрали неудачное место) и вместе подумать, как стоит поступить в следующий раз (изучить какая рыба водится, на что клюет, как искать место для рыбалки). И добавить что у вас получилось - получилось наконец то собраться и поехать на рыбалку! И снова - а что нам помогло? Настойчивость ребенка, заранее спланированные выходные, готовность всех рыбацких штук, которые лежали у входа и мешали пройти. Тут все индивидуально)

Всем прекрасного лета!

Юлия Грек
Руководитель детского центра развития "ИндивидУм"




Made on
Tilda