Трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе подготовки к школе в 21 веке.
Размышления психолога и руководителя детского центра
#своимумом
Тогда и сейчас
Что изменилось с того времени, когда родители нынешних первоклашек пошли в свой первый класс? Слишком много, чтобы претендовать на возможность перечислить и учесть все факторы.
Самые очевидные и не подлежащие сомнениям факты
:
  1. Количество информации. Из всех источников.

  2. Скорость изменений

  3. Количество изменений

  4. Открытость стран и закрытость семейных систем

  5. Влияние процессов, которые случаются за тысячи км

  6. Перераспределение свободного времени с живого социального взаимодействия в цифровой мир общения, игр, знакомств, просто банального нахождения там без цели.

  7. Возможности. Их стало настолько много, что зачастую человек решает отказаться от выбора.

  8. Сокращение человеческого общения внутри семьи. Перекладывание ответственности за развитие ребенка на интернет.

  9. То, за что раньше несло ответственность государство теперь, все чаще, становится ответственностью человека.

  10. Повышенная тревожность каждого отдельного человека и общества в целом, как следствие перечисленных выше изменений.

Как это характеризует трудности и особенности прохождения переходного периода школьной адаптации? Какие основные трудности встречают дети и родители на этом этапе?
Работа с информацией. Называют разные варианты искажения восприятия информации. Одно из них - клиповое мышление, когда ребенок мыслит яркими картинками и способен сосредоточиться на чем то совсем не продолжительное время. Ведь вокруг столько всего привлекающего внимание, что углубляться, изучать что то просто нет времени.

Впоследствии необходимость удерживать внимание на чем то более продолжительное время будет вызывать у ребенка сопротивление, так как будет требовать от него сверх усилий. Одной из причин трудностей с чтением также называют именно клиповое мышление, когда ребенок привыкает "прыгать" глазами по экрану, что совершенно не соответствует механизму чтения - плавному и последовательному передвижению взгляда по строчке.
Общение в коллективе. Социальная адаптация ребенка - важнейшая часть успешного старта школьного обучения. Понимание своих и чужих границ, умение слушать и отстаивать свое мнение, договариваться, просить о помощи, понимание "я - личность" и "мы - коллектив".



Невыход из предыдущего игрового периода. Если ребенок в период с 3 до 6 лет не погрузился с головой в развитие через игру со сверстниками, а вместо этого сидел в телефоне или был загружен спортом. секциями, кружками, занятиями, то восполнять недополученное он будет на уроках. Играя, балуясь, сопротивляясь правилам и ограничениям.

Внимание - ключевой фактор качественного обучения. Где внимание - там развитие. Нет внимания - нет развития. Учитель может быть богом от педагогики, но если ребенок не умеет сосредотачиваться, контролировать внимание, то весь материал пройдет мимо.


Отсутствие навыков самостоятельности. И неготовность родителей в силу, чаще всего, тревожности давать детям в руки возможность ошибаться, принимать самостоятельные решения, отделяться от родителей. Такая сверхзабота лишает ребенка необходимого опыта "я-сам", который должен состояться в определенное время. В дальнейшем ребенок привычно будет ожидать от родителей решения его проблем. Ребенок разучается чувствовать и понимать чего хочет ОН САМ НА САМОМ деле, а в отдельных случаях приобретает синдром "выученной беспомощности".


Ребенка с детства готовят к решению сверхзадач, к необходимости всегда быть лидером, победителем. Ошибки и неудачи это повод для критики, которую родитель считает мотивацией. И на самом деле желает ребенку всего самого лучшего. Если у ребенка неудач слишком много (для каждого их количество индивидуально, дети имеют разную толерантность к внешнему давлению), то рядом повышенная тревожность, которая мешает учиться и выученная беспомощность - я все равно не смогу, зачем стараться.


Отсутствие и у родителей, и у детей навыков самоанализа и эмпатии. Правят функциональные отношения. Времени на понимание чувств другого и своих собственных просто нет. Причем тут чувства и обучение в школе? Связь самая прямая. С чувствами напрямую связаны уверенность в себе, мотивация, цели, идеи, компания, которую мы выбираем, общение с одноклассниками и взрослыми. А все это важнейшая часть качественного, здорового, продуктивного обучения.


Часть вопросов решается на курсах по подготовке к школе, но не на любых, а на курсах где все упомянутые особенности знают и учитывают. Огромная часть решается только родителями. Если после самых лучших курсов ребенок возвращается в семью, где не учитывают его особенности, индивидуальность, потребности, то результат будет минимальными.

Самая лучшая подготовка к школе это
АДАПТИРОВАННЫЕ под 21 век курсы по подготовке к школе +
ПОНИМАЮЩИЕ и ВОВЛЕЧЕННЫЕ родители =
Ребенок, для которого развитие и учеба это УВЛЕКАТЕЛЬНЕЙШИЙ этап его юной жизни.
Грек Юлия
Руководитель детского центра развития "ИндивидУм", Химки
Made on
Tilda